Экология, человек, общество



Россия движется к регулированию выбросов. Минэкономики и бизнес согласовали план мероприятий

Минэкономики, «Деловая Россия» и РСПП пришли к согласию по проекту распоряжения правительства о плане мероприятий, призванных удержать выбросы парниковых газов в экономике к 2020 году на уровне 75% от 1990 года.

До конца 2015 года предполагается ввести обязательную углеродную отчетность для бизнеса и добровольную — для региональных властей, разработать долгосрочный прогноз эмиссии, отраслевые показатели ее сокращения и выбрать рыночные инструменты регулирования выбросов. Среди последних — налоги, углеродный рынок и поддержка отдельных проектов за счет госвливаний.

На следующей неделе Минэкономики должно передать на межведомственное согласование проект распоряжения правительства с планом мероприятий, конкретизирующих действия властей по выполнению прошлогоднего указа президента «О сокращении выбросов парниковых газов». Его цель — удержать углеродную эмиссию на уровне не более 75% от 1990 года в 2020 году (сейчас — порядка 70%). В среду этот документ был принципиально одобрен отраслевыми экспертами, «Деловой Россией» и РСПП.

Проект плана состоит из трех разделов. Первый касается формирования системы учета выбросов парниковых газов в РФ и предполагает разработку до конца 2014 года нормативной базы и методологии обязательного мониторинга выбросов, а также отчетности предприятий. Для регионов же будут разработаны рекомендации по добровольной инвентаризации эмиссии. Уже к середине 2015 года Российский реестр углеродных единиц должен начать учет всех выбросов компаний. Второй раздел плана предполагает к середине 2014 года разработку долгосрочного прогноза выбросов (до 2020 и 2030 годов) и его обновление раз в два года. В октябре же должна появиться методика измерения сокращений для отдельных секторов экономики, а через год и конкретные показатели ограничения их выбросов.

Необходимость введения секторальных ограничений и рыночных инструментов регулирования в Минэкономики объясняют «большим риском» того, что цель, поставленная президентом, к 2020 году выполнена не будет. В 2011 году эмиссия углерода была на 30,8% меньше, чем в 1990 году, но за год показала резкий рост (более чем на 5%), свидетельствует Росгидромет (см. «Ъ» от 1 ноября 2013 года). «Без внедрения специальных мер регулирования вероятность того, что выйдем за 75% уже в 2017—2018 годах, достаточно велика», — убежден замглавы профильного департамента министерства Олег Плужников.

Независимые исследователи такой угрозы не видят. «Предварительные результаты анализа показывают, что естественный предел (роста выбросов. — «Ъ») не превышает значений 1990 года. Он не может быть превышен по одной простой причине: у нас либо на высокотехнологичной основе будет более динамичный рост, и тогда выбросы расти не будут, либо на старой технологической основе будет очень медленный рост», — считает директор Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков. Он убежден: возможно «глубокое» сокращение парниковой эмиссии. Например, на 50% к 2050 году от уровня 1990 года — за счет повышения энергоэффективности на первом этапе, а затем за счет снижения углеродоемкости экономики. С выводами господина Башмакова соглашаются в Высшей школе экономики (ВШЭ) и Российской академии народного хозяйства. Их подкрепляет и свежий прогноз развития энергетики РФ и мира до 2040 года Института энергетических исследований РАН и Аналитического центра при правительстве РФ.

Между тем эксперты и чиновники признают: качественных данных о выбросах в РФ нет. Реальная же причина алармизма Минэкономики заключается в растущем отставании России в мировой гонке за энергоэффективность и зависимости от экспорта углеродов. В качестве эксперта на отраслевом круглом столе 29 января Олег Плужников в очередной раз заявил о недееспособности действующей госполитики стимулирования энергоэффективности, что ранее фактически признал и глава Минэнерго Александр Новак (см. «Ъ-Online» от 19 декабря 2013 года). Главная проблема — отсутствие действенных экономических стимулов, которыми могут выступить углеродные налоги, рынок переуступки прав на сокращенные выбросы (он, согласно мировой практике, позволяет в разы сократить издержки компаний) и господдержка успешных проектов.

Обсуждению конкретных моделей построения углеродного рынка посвящен третий раздел проекта плана правительства — они должны быть выбраны до конца 2016 года. Не считая стран Центральной и Северной Африки, Россия остается единственной страной мира, где углеродное регулирование отсутствует.

Комментарии
Добавить

Другие материалы раздела «Аналитика»


Мы в социальных сетях: