Экология, человек, общество



Бюджет со свалки. Минфин нашел еще один источник пополнения казны — мусор

Минприроды уже третий год пытается заставить производителей заниматься утилизацией бытового мусора от их продукции.

Сейчас поправки в закон об отходах готовятся ко второму чтению. Предполагается, что компании должны будут взять на себя обязательства по утилизации (для разных видов мусора будут свои нормативы). Те, кто не сможет гарантировать утилизацию, должны будут заплатить экологический взнос (ни нормативы, ни ставки взноса пока не определены). По замыслу Минприроды этот взнос будет перечисляться в специальный государственный фонд — собранные средства можно будет потратить на развитие системы обращения с отходами.

Но Минфин против создания фонда, следует из таблицы разногласий к законопроекту. Законопроект не согласован, фонд — основное замечание Минфина, подтвердил представитель ведомства. Минфину не нравится, как Минприроды намерено тратить деньги фонда: по законопроекту их смогут получить госкорпорации, специализированные госкомпании, а также «национальное объединение СРО операторов по обращению с отходами».

При таком порядке бюджетные ассигнования будут тратиться на объекты частной собственности, указывает Минфин, а это недопустимо. Собранные экологические взносы надо зачислять в доходы бюджетной системы, а финансировать развитие обращения с отходами следует на базе госпрограмм.

В конце 2012 г. утверждена госпрограмма «Охрана окружающей среды» стоимостью 268 млрд руб. до 2020 г., а этим летом — «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (234,6 млрд руб.), напоминает Минфин: для финансирования утилизации осталось лишь разработать профильные подпрограммы. А чтобы привлекать инвесторов, можно использовать государственно-частное партнерство.

Представитель Минприроды не ответил, будут ли учтены замечания Минфина. Последняя версия поправок и замечания ведомств еще не рассматривались на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, сообщил его представитель. На прошлой неделе замечания обсуждались у замминистра природы Рината Гизатулина (копия протокола совещания также есть у «Ведомостей»): договориться, куда перечислять экологические взносы и как расходовать собранное, не удалось.

Отдавать средства фонда в распоряжение союза СРО — плохая идея, замечает федеральный чиновник, участвующий в обсуждении. Но и перечисление в общий котел вряд ли поможет развивать обращение с отходами, продолжает он: «Получится как с утилизационным сбором для автомобилей: деньги исправно поступают в бюджет, а на утилизацию не идет ни копейки».

Минприроды и само не против пополнить казну: после совещания о бюджетных проектировках Гизатулин в письме к первому вице-премьеру Игорю Шувалову предложил втрое повысить ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, пообещав, что поступления с нынешних чрезмерно низких 30 млрд руб. вырастут до 80—90 млрд руб. в год.

Без повышения налогов уже не получится найти дополнительные источники доходов бюджета, предупреждает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Поступления стагнируют, а лоббистское давление на бюджет усиливается, продолжает он: в таких условиях Минфин вынужден бороться за каждую копейку.

Мусороемкость ВВП

91,3 млн т отходов пришлось на каждый 1 млн руб. ВВП в 2011 г. К 2020 г. ВВП должен стать на 20% менее «мусороемким» — 73,4 млн т. На бытовой мусор приходится менее 1,5% всех отходов, при этом только санкционированные свалки занимают 4 млн га.

Коптить небо осталось недолго. Предприятиям придется перейти на «зеленые» стандарты

Вопросы экологической безопасности переросли в острые проблемы, без решения которых становится невозможным дальнейший экономический рост нашей страны.

Так, например, использование устаревшего подхода к утилизации отходов и устаревшие нормы вредных выбросов в атмосферу не только привели нас к черте, близкой к экологической катастрофе, но и поставили под вопрос жизнеспособность большинства промпредприятий. Какие меры, в том числе законодательные, предстоит принять властям, чтобы предотвратить последствия невнимания к экологическим проблемам, обсудили участники Российского промышленно-экологического форума «РосПромЭко-2013».

«До сих пор экологическое законодательство, особенно в части утилизации отходов, остается несовершенным, — говорит зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Константин Цыбко. — Более того, ситуация с отходами приняла угрожающую форму, поэтому реформирование экологического законодательства актуально как никогда».

По мнению участников форума, параллельно с реформированием экологического законодательства должна начаться экологическая модернизация отечественной промышленности. «Раньше раздавалось много голосов от промышленников о том, что чем более жестко мы начинаем требовать от них соблюдения экологических нормативов, тем больше возникает проблем, связанных с развитием предприятий, — рассказывает Константин Цыбко. — Однако это абсолютно не так. Мы видим примеры других государств, которые в течение многих лет ведут жесткую экологическую политику, и рост промышленности не только не замедлился, а увеличился порой в несколько раз. На предприятиях повысилась энергоэффективность, увеличилась производительность труда, сократилось количество отходов. В целом это дало очень хороший экономический эффект».

Для экологической модернизации предприятий должны быть внедрены «зеленые» стандарты. Для чего необходимо принять проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)». По прогнозам, именно внедрение «наилучших технологий» и будет способствовать увеличению эффективности российского производства, сократит потребление энергии, существенно повысит экологическую безопасность предприятий и сократит вредные выбросы в атмосферу.

Если законопроект будет принят, то серьезным изменениям подвергнется и система экологического нормирования. «Основной недостаток существующей системы нормирования заключается в том, что, с одной стороны, она предъявляет достаточно жесткие требования к предприятиям, с другой — позволяет субъективно устанавливать лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и не стимулирует предприятия переходить на «зеленые» технологии производства», — считает директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Светлана Юрманова.

В новой системе нормирования будет введен учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и их разделение по степени экологической опасности. На основе присвоенных категорий будут применяться разные меры государственного контроля.

Кроме того, при внедрении предприятиями наилучших доступных технологий будет предусмотрена господдержка. В частности, налоговые льготы, льготы по оплате за негативное воздействие, а также государственные капитальные вложения в предприятие в качестве инвестиций.

Комментарии
Добавить

Другие материалы раздела «Аналитика»


Мы в социальных сетях: