Экология, человек, общество



Углерод спускают с небес на землю. Регулированию выбросов парниковых газов в РФ дан зеленый свет

После года согласований президент Владимир Путин подписал указ, которым для российской экономики установлена цель выбрасывать к 2020 г «не более» 75% парниковых газов от уровня 1990 г.

Через полгода эта цель должна трансформироваться в план конкретных мероприятий и показатели сокращения эмиссии по секторам экономики. Подписание указа увеличивает вероятность появления в России углеродного регулирования и рынка торговли правами на выбросы.

Спецпредставителю президента по вопросам климата Александру Бедрицкому удалось заручиться политической поддержкой Владимира Путина: 30 сентября президент все-таки подписал указ, устанавливающий внутреннюю цель сокращения эмиссии парниковых газов, появившуюся на фоне отказа Москвы от количественных обязательств в рамках Киотского протокола.

Содержание указа, разработанного Минприроды, по сравнению с его предыдущей версией, несмотря на замечания Минэкономики, фактически не изменилось. Правительству поручается «обеспечить к 2020 г сокращение объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75%» от уровня 1990 г. Иными словами, речь идет не о сокращении выбросов, а о недопущении их роста к установленному году. В любом из следующих годов выбросы могут оказаться больше, но не должны превышать 25% от уровня 1990 г в 2020 г. Чиновники Минэкономики, экологи и эксперты утверждали, что если такая цель не учитывает поглощение углерода российскими лесами и почвами, то сокращение должно быть большим. Однако в Минприроды признали, что цель установлена с учетом поглощения.

Последние данные Росгидромета свидетельствуют, что в 2011 г эмиссия углерода была на 30,8% меньше базового 1990 г, продемонстрировав за год резкий рост (более чем на 5%) за счет энергетического сектора (его доля в общих выбросах 2011 г достигла почти 83%). Ни Росгидромет, ни эксперты не могут объяснить сути произошедшего в 2011 г рывка. Как бы там ни было, такой рост выбросов явно временный, считает глава рабочей группы по вопросам изменения климата РСПП Михаил Юлкин. Исследования Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) свидетельствуют: при увеличении скорости сокращения удельных выбросов за счет технологических факторов до 2% (в 2000—2011 гг вклад этих факторов составлял всего 1%) эмиссия в энергетике составит 55% от уровня 1990 г в 2020 г и 50% — в 2030 г. Учитывая, что расчеты центра базировались на предположении роста экономики более чем на 3% в год, результат может оказаться еще более впечатляющим, если, конечно, задание президента увеличить угольную генерацию на Дальнем Востоке не будет исполнено.

План выполнения цели в 25%, признанной экспертами «ненапряженной», а также нормативы сокращения эмиссии по секторам экономики должны появиться через полгода. Именно ограничения по секторам должны стать основой для превращения углерода в товар. Предложения по созданию внутренней системы квотирования и переуступки прав на соответствующие выбросы разрабатываются ЕБРР и отдельно совместной рабочей группой «Деловой России» и Минэкономики. Создание такой системы в качестве меры стимулирования инвестиций в экологическую эффективность поддержано и РСПП.

Рассматриваемые Минэкономики и «Деловой Россией» подходы к проектированию рынка отталкиваются от того, что первоначально стоит ограничиться регулированием лишь углекислоты (другие газы будут сокращаться в результате реализуемых проектов). Пока не установлено, как именно будет сконструирована экспериментальная схема — в ней будут участвовать или отдельные промобъекты, или часть регионов.

Минприроды уже требует отказаться от углеродных заработков

Эксперимент по углеродному регулированию на внутреннем рынке может быть распространен либо на отдельные сверхгрязные установки, либо же на отдельные регионы. «В отличие от нормирования, передача компаниям прав на распоряжение определенной частью углеродного ресурса означает обретение ими нового актива, стоимость которого тем больше, чем строже ограничения. Компания обретает новые активы и новые обязательства. Права (разрешения) на выбросы можно переуступать, резервировать, использовать в качестве финансового обеспечения. Они могут выступать в качестве базового актива для производных финансовых инструментов» — поясняется в документах рабочей группы. Правительству же эксперты советуют озаботиться увеличением эффективности институтов и снижением трансакционных издержек. В свою очередь, в Минприроды поддерживают появление рыночных климатических механизмов. «Но они не должны рассматриваться исключительно в качестве инструмента зарабатывания денег под прикрытием поверхностной модернизации»,— заявили в министерстве.

Комментарии
Добавить

Другие материалы раздела «Аналитика»


Мы в социальных сетях: